Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
Причины возникновения и классификации недостатков слуха у детей
Знание причин нарушений слуха необходимо для составления характеристики и оценки особенностей психического и речевого развития детей, для определения методов психолого-педагогической помощи и прогнозирования эффективности коррекционной работы.
1. Наследственные факторы.
В семьях глухих дети с нарушениями слуха рождаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. По мнению Конигсмарк Б. В. и Горлин Р. Д. (1980), на долю наследственно обусловленных факторов приходится 30—50% детской глухоты. Часто такая тугоухость в составе синдрома сочетается с заболеваниями других органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной системы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем).
2. Эндогенные факторы
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
Людмила Адамовна Головчиц отмечает, что определение причин возникновения снижения слуха является в некоторых случаях достаточно сложным. Во-первых, возможно воздействие сразу нескольких причин, обуславливающих снижение слуха. Во-вторых, одна и та же причина может вызвать наследственную, врожденную или приобретенную тугоухость либо глухоту.(2001).
Причины и классификация нарушения
Потеря или снижение слуха – это проблема не только пожилых людей. В трудоспособном возрасте нарушения слуха возникают по множеству причин. Чаще всего это:
- шум;
- возрастные изменения;
- травмы головы;
- поражение мозговых центров, отвечающих за распознавание звуков;
- воспаления наружного и среднего уха;
- осложнения при ЛОР-заболеваниях;
- серные пробки в ушах;
- непролеченные инфекционные заболевания;
- хронический насморк;
- наличие недиагностированных опухолевых процессов в области мозга;
- атеросклероз;
- сахарный диабет;
- гипертония и проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Шум, который окружает человека, особенно в больших городах, постепенно лишает его возможности слышать высокочастотные звуки, женские и детские голоса. Привычка слушать музыку в наушниках на полной громкости тоже сказывается негативно на работе органов слуха.
Возможности слышать окружающих также начинают уменьшаться с 30-40 лет. Это, к сожалению, естественный процесс, в медицине он называется пресбиакузис.
К 80 годам большинство людей страдает от серьёзной потери слуха.
Помимо ограничения возможностей воспринимать звуковые сигналы, жизнь такого человека отягощается и социально-психологическими проблемами, вызванными этим недугом.
Человеку с нарушениями слуха приходится постоянно переспрашивать собеседника, это вызывает неловкость, досаду и неуверенность в себе и в итоге приводит к избеганию общения, к изоляции и одиночеству, депрессии, алкоголизму.
Обучение и воспитание глухих детей
Традиционно существует два основных метода обучения глухих и слабослышащих детей – обычный устный и жестовый.
И если в первом случае глухого обучают общению с применением только устной и
письменной речи, то во втором ребенок также осваивает жестовый язык и дактилологию (пальцевую азбуку). Обе методики при этом учитывает особенности как физического, так и психологического развития ребенка.
В современной среде применяют несколько разных методик обучения детей с нарушениями слуха:
· методика для детских садов компенсирующего типа. Предназначена для применения в детских учреждениях специального вида, в которых формируются группы глухих и слабослышащих детей.
Там дети в течение всего времени занимаются с сурдопедагогами, осваивая дактиль и письменную речь. Помимо этого, для более широкого развития с ними проводят занятия и другие специалисты;
· методика Э. И. Леонгард. Предполагает активное участие семьи в обучении ребенка с дефектами слуха. Такие дети посещают обычные детские сады либо специальные коррекционные группы.
Формирование речи таких детей должно начинаться очень рано, при этом необходимо использование слуховых аппаратов. Занятия с детьми проводят сурдопедагоги, а дома – родители. Методика рассчитана на очень ответственных родителей, которые могут себе позволить затрачивать много времени для занятий с ребенком дома;
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Нарушение слуха у детей — презентация …
- Презентация на тему «Нарушение слуха»
- Дети с нарушением слуха – причины и …
- Презентация на тему «Нарушение слуха»
· билингвистический метод.
Имеет статус экспериментального, внедряется в России с 1992 г. Ребенка в равной степени обучают как словесной, так и жестовой речи, позволяющим ему полноценно общаться в любом окружении;
· верботональная хорватская методика.
Основана на развитии тактильно-вибрационного и слухового восприятия звуков. Занятия по этой методике проводятся, как с правило, с детьми, имеющими остаточных слух, и подразумевает освоение специальной системы упражнений фонетической ритмики.
Учреждения, работающие по верботональной методике, имеют преимущественно форму экстернатов, поэтому при выборе этой методики обучения очень высока роль в его участии родителей слабослышащих детей.
Дети с потерей слуха требуют к себе очень много внимания. Их полноценная адаптация в окружающем мире всецело зависит от того¸ насколько много готовы вложить в него времени и сил их родители.
При своевременной диагностике нарушения слуха и правильно организованной реабилитации слухо-речевых навыков у ребенка есть все шансы достичь полной адаптации в среде слышащих людей.
Проблемы со слухом у детей
Дети, страдающие тугоухостью, имеют трудности с восприятием звуков, в диапазоне нормальной громкости человеческой речи. Дети, рожденные с другими серьезными медицинскими проблемами, чаще демонстрируют симптомы нарушения слуха.
Большинство глухих детей рождаются от родителей с нормальным слухом. Но эта болезнь может быть унаследованной.
Тугоухость часто не определяется до того, как ребенку исполниться 2, 3 или даже 4 года. Критический возраст для развития коммуникативных способностей – от рождения до 3-х лет. Если не поставить диагноз и не начать лечение этой болезни до 6-ти месячного возраста, то это может иметь негативные последствия для развития речевых навыков.
Классификация нарушений
Выделяют 2 основные категории нарушений слуха:
- Центральная тугоухость включает проблемы с обработкой информации головным мозгом.
- Периферическая тугоухость связана с нарушением устройства слухового аппарата. В свою очередь, периферическое нарушение слуха подразделяется на:
Кондуктивное снижение слуха наиболее распространено среди детей. Оно случается, если блокирована передача звуков через внешнее или среднее ухо. Чаще такая тугоухость развивается в детстве, как результат инфекции. Адекватное лечение, в большинстве случаев, решает проблему.
Сенсоневральная тугоухость означает нарушения передачи звуковой информации от волосковых сенсорных клеток внутреннего уха к нерву, который посылает звуки мозгу. Сенсоневральная тугоухость бывает врожденной, или приобретенной. Она возникает от длительного воздействия громких звуков, инфекций, сильного удара головой, как последствие лечения некоторыми препаратами.
Смешанная тугоухость – это сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости.
Снижение слуха измеряется громкостью звуков, которые человек может услышать без усиления. По степени различают легкую тугоухость, умеренную, среднюю и тяжелую (или полную).
Термин «глухой» применяют, когда человек имеет такую глубокую потерю слуха, что не может общаться с другими людьми посредством только голоса. В этом случае, лечение не всегда эффективно.
Проявление нарушений слуха
Тугоухость может прявиться в любом возрасте. Ее симптомы часто трудно установить, особенно у маленьких детей.
Ниже приведены типичные этапы развития детей с нормальным слухом. Младенцы и маленькие дети с тугоухостью могут отставать в развитии:
- 0-3 месяца – моргает, вздрагивает, двигается, когда слышит громкий звук.
- 4-6 месяцев – поворачивает головку на голос, и произносит звуки («оооо», «аааа»).
- 7-12 месяцев – поворачивает голову в любом направлении, откуда исходит звук, лепечет.
- 13-15 месяцев – может указывать на предметы, использует слова «мама» и «папа» правильно.
- 16-18 месяцев – использует простые слова.
- 19-24 месяца – может указать на части своего тела. Половина слов, которые произносит ребенок, могут понять незнакомые люди.
- 25-36 месяцев — использует три-пять предложений. Три четверти используемых слов понятны для посторонних.
Тревожные симптомы снижения слуха у детей, это:
- Прослушивание телепередач на большей громкости, чем остальные дети
- Стремление сидеть поближе к телевизору, когда для остальных присутствующих громкость кажется нормальной
- Постоянные просьбы повторить сказанное
- Сложности с восприятием информации во время урока
- Проблемы с языком и речью
- Демонстрация плохого поведения
- Невнимательность
- Жалобы на заложенность ушей или слуховые проблемы
Сочетание нескольких таких симптомов может означать необходимость лечения. Очень важно выявить симптомы снижения слуха как можно раньше. В идеале, не позднее 6-ти месячного возраста. Тугоухость часто выявляется, когда у ребенка возникают сложности в учебе.
Во время приема, врач спросит, чем болел ребенок и родители. Он направит на необходимые исследования, и внимательно осмотрит уши ребенка, что бы назначить правильное лечение.
Время на восстановление слуха
Некоторые состояния, связанные с угоухостью, постоянные. Другие — временные. В любом случае, решение проблемы займет не меньше нескольких месяцев.
Предупреждение болезни
Для того, что бы ребенок не страдал тугоухостью, следует соблюдать такие правила:
- – Внимательное отношение к состоянию здоровья во время беременности
- – Квалифицированное лечение и последующий уход при инфекциях среднего уха
- – Избегание воздействия очень громких звуков
Устранение тугоухости
В большинстве случаев, дети должны пройти полное тестирование развития речи и языковых навыков перед тем, как спланировать лечение.
Кондуктивная тугоухость часто можно откорректировать. Иногда требуется оперативное вмешательство.
Сенсоневральная тугоухость корректируется при помощи слухового аппарата. Его могут применять для детей в возрасте от 4-х недель.
Дети с самыми серьезными проблемами слуха способны освоить язык жестов и научиться читать по губам, что общаться с другими.
Результат лечения будет лучше, если обратить внимание на симптомы как можно раньше.
Влияние нарушений слуха на отношения
Нарушения слуха у детей и подростков существенно влияет на их способность общаться и приводит к серьезным психологическим травмам. Большинство людей, с которыми дети с утратой слуха привыкли общаться, не желают учить язык глухонемых. Поэтому такие отношения навсегда теряются. Даже в условиях, когда у детей с дефектами слуха складываются нормальные отношения со сверстниками, у которых схожие проблемы, они все же не способны создать нормальные отношения с хорошо слышащими людьми.
Недостаточное когнитивное развитие детей с нарушениями слуха влияет на все качества, включая и воображение. Развивается воображение у детей во время игр в раннем возрасте.
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Презентация на тему: «Возможности …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Классификация детей с нарушениями слуха
- Характеристика детей с нарушением слуха …
Недостаточному развитию воображения часто способствует авторитарность поведения родителей, особенно матерей. Такие родители часто вмешиваются, запрещают, поучают, мало разрешают, не входят в ситуацию. Этим они наносят серьезный удар по развитию многих качеств у своего ребенка, включая и способность к воображению. Такой ребенок привыкает действовать по указке, и нормальным детям с развитым воображением с ним неинтересно играть.
Как определить глухоту?
диагностики
- Аудиометрия (исследуется способность человека слышать звуки различной высоты);
- Тимпанометрия (исследуется костная и воздушная проводимость среднего уха);
- Тест Вебера (позволяет выявить, одно или оба уха вовлечены в патологический процесс);
- Камертональная проба – тест Швабаха (позволяет выявить вид тугоухости – кондуктивный или нейросенсорный);
- Импедансометрия (позволяет выявить локализацию патологического процесса, приведшего к тугоухости);
- Отоскопия (осмотр структур уха специальными инструментами с целью выявления дефектов строения барабанной перепонки, наружного слухового прохода и др.);
- МРТ или КТ (выявляется причина тугоухости).
Рекомендации родителям
Средств борьбы с заболеванием конечно не много. Родители должны окружить ребенка заботой и любовью как никогда. К основным мероприятиям относится следующее:
- Воздержитесь от молчания, необходимо постоянно заботиться о ребенке, не делать его особенным, то есть относиться точно также как и к другому малышу.
- Развиваться малыш должен точно так же как обычные дети.
- Компенсировать потерю слуха можно с помощью слухового аппарата.
- Приучать подростков к слуховому аппарату не просто, никакого насилия быть не должно, поощряйте, больше играйте.
- Особенности речевого развития следует обсудить с врачом.
- Игровая деятельность при нарушении слуха тоже особенная. Дома должно быть много резиновых игрушек, пищалок.
- Никогда не появляйтесь перед ребенком внезапно, это может напугать его.
- Особенности памяти детей дошкольного …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
Любая сфера деятельности детей с нарушением слуха должна обсуждаться с врачом.
Другие меры
Чтобы не травмировать ушную раковину новорожденного, необходимо правильно чистить уши. Не стоит чистить уши слишком часто – это может навредить, так как в малых количествах ушная сера защищает ушную раковину от агрессивной окружающей среды.
Когда малыш подрастет, необходимо научить его правильно чистить уши и контролировать этот процесс хотя бы в течение нескольких месяцев.
Обезопасьте ребенка от попадания воды в уши во время принятия ванны, душа или купания в водоеме. Контролируйте ребенка во время игр – не позволяйте ему засовывать в уши маленькие острые предметы.
Своевременные прививки – косвенная защита от нарушений речевого слуха у ребенка (т. к. многие прививки предупреждают развитие заболеваний, дающих осложнения на слуховой аппарат).
И главное, как уже обозначалось, при малейших подозрениях сразу же обратиться к специалисту. Ведь на ранней стадии вылечить болезнь гораздо легче, чем запущенную ее форму.
Можно ли предотвратить развитие проблем?
Некоторые разновидности проблем со слухом невозможно предотвратить. К таковым относится большинство врожденных проблем. Тем не менее, есть ряд исключений. Например, врожденная тугоухость, вызванная злоупотреблением алкоголем и наркотиками со стороны матери, однозначно поддается профилактике.
Среди приобретенных проблем больше е количество причин можно предотвратить. Помочь ребенку избежать развития нарушений слуха можно следующим образом:
- Презентация на тему «Нарушение слуха»
- Презентация » Нарушение слуха»
- детям раннего и дошкольного возраста с …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Характеристика детей с нарушением слуха …
- Своевременным выявлением и лечением ушных инфекций.
- Обязательным надеванием шлема при катании на скейтборде или велосипеде во избежание травм головы.
- Предотвращением длительного воздействия на детский организм громких звуков.
- Ранним выявлением любых отклонений слуха от нормы.