Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

Причины возникновения и классификации недостатков слуха у детей

Знание причин нарушений слуха необходимо для составления характеристики и оценки особенностей психического и речевого развития детей, для определения методов психолого-педагогической помощи и прогнозирования эффективности коррекционной работы.

1. Наследственные факторы.

В семьях глухих дети с нарушениями слуха рождаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. По мнению Конигсмарк Б. В. и Горлин Р. Д. (1980), на долю наследственно обусловленных факторов приходится 30—50% детской глухоты. Часто такая тугоухость в составе синдрома сочетается с заболеваниями других органов и систем организма (с аномалиями наружного уха, заболеваниями глаз, костно-мышечной системы, покровной системы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем).

2. Эндогенные факторы

  • Инфекционные заболевания матери( краснуха!, грипп, скарлатину, корь, герпес, инфекционный паротит, туберкулез, токсоплазмоз.)
  • Интоксикация матери (антибиотики, алкоголь, влияние некоторых профессиональных вредностей. Среди причин врожденной тугоухости у детей также называют травмы матери во время беременности, особенно в первые врожденной патологии слуха может служить также несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или групповой принадлежности, что вызывает развитие гемолитической болезни новорожденных.
  • Врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недоразвитие слухового нерва
  • 3. Экзогенный факторы

  • Инфекционные заболевания детей: менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения.
  • Заболевания носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды и др.). Возникает риск поражения наружнего, среднего или внутреннего уха,слухового нерва. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, если же среднее ухо, то чаще наблюдается частичная потеря слуха.
  • Чрезмерное длительное воздействие звуковых раздражителей (громкая музыка через наушники, бытовые шумы, свистки, гудки,взрывы и т.п.)
  • Механические травмы (родовая деформация головы ребенка при наложении щипцов, удары,ушибы в старшем возрасте)
  • Интоксикация отоксичискими препаратами, в частности антибиотиками (стрептомицин, мономицин, неомицин, канамицин и др. около 50% приобретенной тугоухости у детей (Тарасов Д. И. и др., 1984)).
  • Людмила Адамовна Головчиц отмечает, что определение причин возникновения снижения слуха является в некоторых случаях достаточно сложным. Во-первых, возможно воздействие сразу нескольких причин, обуславливающих снижение слуха. Во-вторых, одна и та же причина может вызвать наследственную, врожденную или приобретенную тугоухость либо глухоту.(2001).

    Причины и классификация нарушения

    Потеря или снижение слуха – это проблема не только пожилых людей. В трудоспособном возрасте нарушения слуха возникают по множеству причин. Чаще всего это:

    • шум;
    • возрастные изменения;
    • травмы головы;
    • поражение мозговых центров, отвечающих за распознавание звуков;
    • воспаления наружного и среднего уха;
    • осложнения при ЛОР-заболеваниях;
    • серные пробки в ушах;
    • непролеченные инфекционные заболевания;
    • хронический насморк;
    • наличие недиагностированных опухолевых процессов в области мозга;
    • атеросклероз;
    • сахарный диабет;
    • гипертония и проблемы с сердечно-сосудистой системой.

    Шум, который окружает человека, особенно в больших городах, постепенно лишает его возможности слышать высокочастотные звуки, женские и детские голоса. Привычка слушать музыку в наушниках на полной громкости тоже сказывается негативно на работе органов слуха.

    Возможности слышать окружающих также начинают уменьшаться с 30-40 лет. Это, к сожалению, естественный процесс, в медицине он называется пресбиакузис.

    К 80 годам большинство людей страдает от серьёзной потери слуха.

    Читайте также:  Клиндамицин — официальная инструкция по применению

    Помимо ограничения возможностей воспринимать звуковые сигналы, жизнь такого человека отягощается и социально-психологическими проблемами, вызванными этим недугом.

    Человеку с нарушениями слуха приходится постоянно переспрашивать собеседника, это вызывает неловкость, досаду и неуверенность в себе и в итоге приводит к избеганию общения, к изоляции и одиночеству, депрессии, алкоголизму.

    Обучение и воспитание глухих детей

    Традиционно существует два основных метода обучения глухих и слабослышащих детей – обычный устный и жестовый.

    И если в первом случае глухого обучают общению с применением только устной и

    письменной речи, то во втором ребенок также осваивает жестовый язык и дактилологию (пальцевую азбуку). Обе методики при этом учитывает особенности как физического, так и психологического развития ребенка.

    В современной среде применяют несколько разных методик обучения детей с нарушениями слуха:

    · методика для детских садов компенсирующего типа. Предназначена для применения в детских учреждениях специального вида, в которых формируются группы глухих и слабослышащих детей.

    Там дети в течение всего времени занимаются с сурдопедагогами, осваивая дактиль и письменную речь. Помимо этого, для более широкого развития с ними проводят занятия и другие специалисты;

    · методика Э. И. Леонгард. Предполагает активное участие семьи в обучении ребенка с дефектами слуха. Такие дети посещают обычные детские сады либо специальные коррекционные группы.

    Формирование речи таких детей должно начинаться очень рано, при этом необходимо использование слуховых аппаратов. Занятия с детьми проводят сурдопедагоги, а дома – родители. Методика рассчитана на очень ответственных родителей, которые могут себе позволить затрачивать много времени для занятий с ребенком дома;

    · билингвистический метод.

    Имеет статус экспериментального, внедряется в России с 1992 г. Ребенка в равной степени обучают как словесной, так и жестовой речи, позволяющим ему полноценно общаться в любом окружении;

    · верботональная хорватская методика.

    Основана на развитии тактильно-вибрационного и слухового восприятия звуков. Занятия по этой методике проводятся, как с правило, с детьми, имеющими остаточных слух, и подразумевает освоение специальной системы упражнений фонетической ритмики.

    Учреждения, работающие по верботональной методике, имеют преимущественно форму экстернатов, поэтому при выборе этой методики обучения очень высока роль в его участии родителей слабослышащих детей.

    Дети с потерей слуха требуют к себе очень много внимания. Их полноценная адаптация в окружающем мире всецело зависит от того¸ насколько много готовы вложить в него времени и сил их родители.

    При своевременной диагностике нарушения слуха и правильно организованной реабилитации слухо-речевых навыков у ребенка есть все шансы достичь полной адаптации в среде слышащих людей.

    Проблемы со слухом у детей

    Дети, страдающие тугоухостью, имеют трудности с восприятием звуков, в диапазоне нормальной громкости человеческой речи. Дети, рожденные с другими серьезными медицинскими проблемами, чаще демонстрируют симптомы нарушения слуха.

    Большинство глухих детей рождаются от родителей с нормальным слухом. Но эта болезнь может быть унаследованной.

    Тугоухость часто не определяется до того, как ребенку исполниться 2, 3 или даже 4 года. Критический возраст для развития коммуникативных способностей – от рождения до 3-х лет. Если не поставить диагноз и не начать лечение этой болезни до 6-ти месячного возраста, то это может иметь негативные последствия для развития речевых навыков.

    Классификация нарушений

    Выделяют 2 основные категории нарушений слуха:

    1. Центральная тугоухость включает проблемы с обработкой информации головным мозгом.
    2. Периферическая тугоухость связана с нарушением устройства слухового аппарата. В свою очередь, периферическое нарушение слуха подразделяется на:

    Кондуктивное снижение слуха наиболее распространено среди детей. Оно случается, если блокирована передача звуков через внешнее или среднее ухо. Чаще такая тугоухость развивается в детстве, как результат инфекции. Адекватное лечение, в большинстве случаев, решает проблему.

    Читайте также:  Вирусная ангина: первичные симптомы, чем лечить и как уберечься

    Сенсоневральная тугоухость означает нарушения передачи звуковой информации от волосковых сенсорных клеток внутреннего уха к нерву, который посылает звуки мозгу. Сенсоневральная тугоухость бывает врожденной, или приобретенной. Она возникает от длительного воздействия громких звуков, инфекций, сильного удара головой, как последствие лечения некоторыми препаратами.

    Смешанная тугоухость – это сочетание кондуктивной и сенсоневральной тугоухости.

    Снижение слуха измеряется громкостью звуков, которые человек может услышать без усиления. По степени различают легкую тугоухость, умеренную, среднюю и тяжелую (или полную).

    Термин «глухой» применяют, когда человек имеет такую глубокую потерю слуха, что не может общаться с другими людьми посредством только голоса. В этом случае, лечение не всегда эффективно.

    Проявление нарушений слуха

    Тугоухость может прявиться в любом возрасте. Ее симптомы часто трудно установить, особенно у маленьких детей.

    Ниже приведены типичные этапы развития детей с нормальным слухом. Младенцы и маленькие дети с тугоухостью могут отставать в развитии:

    • 0-3 месяца – моргает, вздрагивает, двигается, когда слышит громкий звук.
    • 4-6 месяцев – поворачивает головку на голос, и произносит звуки («оооо», «аааа»).
    • 7-12 месяцев – поворачивает голову в любом направлении, откуда исходит звук, лепечет.
    • 13-15 месяцев – может указывать на предметы, использует слова «мама» и «папа» правильно.
    • 16-18 месяцев – использует простые слова.
    • 19-24 месяца – может указать на части своего тела. Половина слов, которые произносит ребенок, могут понять незнакомые люди.
    • 25-36 месяцев — использует три-пять предложений. Три четверти используемых слов понятны для посторонних.

    Тревожные симптомы снижения слуха у детей, это:

    • Прослушивание телепередач на большей громкости, чем остальные дети
    • Стремление сидеть поближе к телевизору, когда для остальных присутствующих громкость кажется нормальной
    • Постоянные просьбы повторить сказанное
    • Сложности с восприятием информации во время урока
    • Проблемы с языком и речью
    • Демонстрация плохого поведения
    • Невнимательность
    • Жалобы на заложенность ушей или слуховые проблемы

    Сочетание нескольких таких симптомов может означать необходимость лечения. Очень важно выявить симптомы снижения слуха как можно раньше. В идеале, не позднее 6-ти месячного возраста. Тугоухость часто выявляется, когда у ребенка возникают сложности в учебе.

    Во время приема, врач спросит, чем болел ребенок и родители. Он направит на необходимые исследования, и внимательно осмотрит уши ребенка, что бы назначить правильное лечение.

    Время на восстановление слуха

    Некоторые состояния, связанные с угоухостью, постоянные. Другие — временные. В любом случае, решение проблемы займет не меньше нескольких месяцев.

    Предупреждение болезни

    Для того, что бы ребенок не страдал тугоухостью, следует соблюдать такие правила:

    • – Внимательное отношение к состоянию здоровья во время беременности
    • – Квалифицированное лечение и последующий уход при инфекциях среднего уха
    • – Избегание воздействия очень громких звуков

    Устранение тугоухости

    В большинстве случаев, дети должны пройти полное тестирование развития речи и языковых навыков перед тем, как спланировать лечение.

    Кондуктивная тугоухость часто можно откорректировать. Иногда требуется оперативное вмешательство.

    Сенсоневральная тугоухость корректируется при помощи слухового аппарата. Его могут применять для детей в возрасте от 4-х недель.

    Дети с самыми серьезными проблемами слуха способны освоить язык жестов и научиться читать по губам, что общаться с другими.

    Результат лечения будет лучше, если обратить внимание на симптомы как можно раньше.

    Влияние нарушений слуха на отношения

    Нарушения слуха у детей и подростков существенно влияет на их способность общаться и приводит к серьезным психологическим травмам. Большинство людей, с которыми дети с утратой слуха привыкли общаться, не желают учить язык глухонемых. Поэтому такие отношения навсегда теряются. Даже в условиях, когда у детей с дефектами слуха складываются нормальные отношения со сверстниками, у которых схожие проблемы, они все же не способны создать нормальные отношения с хорошо слышащими людьми.

    Недостаточное когнитивное развитие детей с нарушениями слуха влияет на все качества, включая и воображение. Развивается воображение у детей во время игр в раннем возрасте.

    Недостаточному развитию воображения часто способствует авторитарность поведения родителей, особенно матерей. Такие родители часто вмешиваются, запрещают, поучают, мало разрешают, не входят в ситуацию. Этим они наносят серьезный удар по развитию многих качеств у своего ребенка, включая и способность к воображению. Такой ребенок привыкает действовать по указке, и нормальным детям с развитым воображением с ним неинтересно играть.

    Как определить глухоту?

    диагностики

    • Аудиометрия (исследуется способность человека слышать звуки различной высоты);
    • Тимпанометрия (исследуется костная и воздушная проводимость среднего уха);
    • Тест Вебера (позволяет выявить, одно или оба уха вовлечены в патологический процесс);
    • Камертональная проба – тест Швабаха (позволяет выявить вид тугоухости – кондуктивный или нейросенсорный);
    • Импедансометрия (позволяет выявить локализацию патологического процесса, приведшего к тугоухости);
    • Отоскопия (осмотр структур уха специальными инструментами с целью выявления дефектов строения барабанной перепонки, наружного слухового прохода и др.);
    • МРТ или КТ (выявляется причина тугоухости).

    Рекомендации родителям

    Средств борьбы с заболеванием конечно не много. Родители должны окружить ребенка заботой и любовью как никогда. К основным мероприятиям относится следующее:

    1. Воздержитесь от молчания, необходимо постоянно заботиться о ребенке, не делать его особенным, то есть относиться точно также как и к другому малышу.
    2. Развиваться малыш должен точно так же как обычные дети.
    3. Компенсировать потерю слуха можно с помощью слухового аппарата.
    4. Приучать подростков к слуховому аппарату не просто, никакого насилия быть не должно, поощряйте, больше играйте.
    5. Особенности речевого развития следует обсудить с врачом.
    6. Игровая деятельность при нарушении слуха тоже особенная. Дома должно быть много резиновых игрушек, пищалок.
    7. Никогда не появляйтесь перед ребенком внезапно, это может напугать его.

    Любая сфера деятельности детей с нарушением слуха должна обсуждаться с врачом.

    Другие меры

    Чтобы не травмировать ушную раковину новорожденного, необходимо правильно чистить уши. Не стоит чистить уши слишком часто – это может навредить, так как в малых количествах ушная сера защищает ушную раковину от агрессивной окружающей среды.

    Когда малыш подрастет, необходимо научить его правильно чистить уши и контролировать этот процесс хотя бы в течение нескольких месяцев.

    Обезопасьте ребенка от попадания воды в уши во время принятия ванны, душа или купания в водоеме. Контролируйте ребенка во время игр – не позволяйте ему засовывать в уши маленькие острые предметы.

    Своевременные прививки – косвенная защита от нарушений речевого слуха у ребенка (т. к. многие прививки предупреждают развитие заболеваний, дающих осложнения на слуховой аппарат).

    И главное, как уже обозначалось, при малейших подозрениях сразу же обратиться к специалисту. Ведь на ранней стадии вылечить болезнь гораздо легче, чем запущенную ее форму.

    Можно ли предотвратить развитие проблем?

    Некоторые разновидности проблем со слухом невозможно предотвратить. К таковым относится большинство врожденных проблем. Тем не менее, есть ряд исключений. Например, врожденная тугоухость, вызванная злоупотреблением алкоголем и наркотиками со стороны матери, однозначно поддается профилактике.

    Среди приобретенных проблем больше е количество причин можно предотвратить. Помочь ребенку избежать развития нарушений слуха можно следующим образом:

    • Своевременным выявлением и лечением ушных инфекций.
    • Обязательным надеванием шлема при катании на скейтборде или велосипеде во избежание травм головы.
    • Предотвращением длительного воздействия на детский организм громких звуков.
    • Ранним выявлением любых отклонений слуха от нормы.
    ТМРЕСУРС - информационный портал традиционной медицины