Нарушения психического развития в детском возрасте

Рубрика: Педагогика

Причины ОКР

До сих пор ученые до конца не выяснили, почему возникает это расстройство. Однако существует большое количество теорий, которые по-своему трактуют его развитие.

Большинство специалистов склоняется к тому, что невроз навязчивых состояний провоцируется нарушением выработки нейромедиаторов, в частности, серотонина. Увеличивается его обратный захват и, в итоге оставшегося количества медиатора не хватает, чтобы передать нервный импульс другой нервной клетке.

PANDAS – теория предполагает, что в развитии ОКР может сыграть роль стафилококковая инфекция. Это происходит в том случае, когда вырабатываемые на стафилококк антитела разрушают не только микробы, но и нервные клетки.

Помимо стафилококковой инфекции обсессивно-компульсивное расстройство появляется вследствие других иммунных ответов, хронических заболеваний, а также ЧМТ.

К примеру, парень 17 лет рос обычным подростком. Как заведено у большинства молодых людей, увлекался спортом, а точнее, футболом. За это время он шесть раз получал сотрясение мозга. Последний раз спровоцировал у парня хроническое ОКР. Теперь он вынужденно 5–6 раз подряд открывает и закрывает дверь машины, прежде чем сядет или выйдет из нее, по несколько раз спускается и поднимается по лестнице, проходит мимо зеркал, открывает дверь в помещении. Мать парня утверждает, что расстройство заметно сказалось на его состоянии. Он стал нервным, агрессивным, нетерпеливым и вспыльчивым. Атмосфера в их семье значительно ухудшилась. У юноши испортились отношения с другими братьями.

Наследственность также играет немаловажную роль в возникновении ОКР. Установлено, что для индивидов, родители которых страдали от психических заболеваний, риск появления невроза навязчивых состояний повышается. Имеет также значение пристрастие родственников к алкоголю, провоцирующее алкогольные психозы.

Читайте также:  Затемнение в бронхах на рентгене что это может быть

Для ОКР существует такое понятие как коморбидность, то есть когда у одного больного сочетается несколько взаимосвязанных между собой заболеваний. Так и ОКР способно появляться на фоне депрессии, биполярных, панических расстройств и т.д.

Являясь психическим заболеванием, особая роль в его проявлении отводится воспитанию и формированию у ребенка характера с ананкастными чертами. Такая личность характеризуется чрезмерным стремлением к совершенству, ее одолевают постоянные сомнения и углубление в детали. Она упряма и постоянно стоит на своем.

Психическая травма или сильное потрясение могут стать толчком к развитию ОКР.

Заключение

Итак, мы выяснили, что обсессивно-компульсивное расстройство – серьезное заболевание, которое нельзя пускать на самотек. При наличии таких симптомов, как навязчивые мысли, тревожность, чрезмерная чистоплотность, накопительство стоит насторожиться. ОКР успешно лечится лекарствами и психотерапией у взрослых и детей. Чем раньше больной обратится за квалифицированной помощью, тем благоприятнее прогноз.

Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать их в комментариях, я с удовольствием отвечу. Поделитесь статьей с теми, кому она может быть полезна, и заходите к нам еще. Здоровья вам и вашим близким!

Осложнения

При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации. В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда. Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.

Нарушение слуха

Детей с нарушением слуха изучает сурдопсихология и сурдопедагогика.

Обучение ребенка, его адаптация и компенсация осуществляется через дактильный алфавит и язык жестов. Каждая буква в алфавите отражает свой эмоциональный язык.

Жестовая речь заменяет речевую форму общения. Дети очень хорошо ее осваивают.

При быстром обмене информации используется либо дактильный алфавит, либо жестовая речь, по выбору ребенка. У некоторых может быть даже жестовая сверхподвижность, когда от тебя сходит такой поток информации, что другой человек не успевает читать твои жесты..

Выделяют 3 группы детей с нарушениями слуха:

Нарушение слуха
  • Глухие. Не слышат даже очень громкие звуки более 60-70 дБ. Такие дети рождаются без слухового анализатора
  • Слабослышащие (тугоухие) — имеют частичную компенсацию, у них есть недостаточность восприятия звуков. В итоге это приводит к речевому недоразвитию. Такие дети начинают слышать звуки громкостью от 20-50 дБ и больше.
  • Позднооглохшие. Это дети, потерявшие слух вследствие какой-то болезни или травмы.

Современные наушники и высокая громкость музыки, что так любит большинство подростков сегодня, могут привести к полной глухоте.

Основные причины нарушения слуха у детей: детские вирусные и инфекционные заболевания, антибиотики, воздействие сильного источника звука, контузии травмы, повреждение среднего уха, отит, менингит.

Речь, как мы знаем, формируется за счет слухового восприятия. Поэтому если ребенок не слышит, он не может обучаться речи. Речи обучают специалисты, ориентируясь на зрительный анализатор у ребенка. Чем раньше начнете обучать ребенка речи, тем лучше будет его адаптация к будущей жизни.

Но если малыш депривирован, лишен обучения, у него могут развиться вторичные дефекты, связанные с психическим и физическим развитием (например, нарушение зрения, работы почек и др.)

Глухие дети могут обучаться за счет мимики и жестов.

Читайте также:  Лучшие виды травяных чаев на каждый день: описание, рецепты и фото

У слабослышащих детей сочетается бедность словарного запаса с неправильным употреблением и запоминанием новых слов, искажение и недоговаривание речи, нарушение грамматического строя речи, невыразительность, неправильное составление предложений и их согласование, ограниченное понимание устной речи.

Если слепые дети обучаются по специальной методике Брайля, слышат все звуки и делают много ошибок, то что можно сказать о глухих детях? Они вообще не могут слышать звуки и подражать услышанному. Они способны только эмпирическим опытным путем достигнуть нужного произношения.

Коррекция слуха у детей происходит через:

  • Кохлеарную имплантацию (протезирование) — когда имплантант берет на себя функции врожденного внутреннего уха. Периодически имплантант нужно менять.
  • Занятия с сурдопедагогом.  Специалист помогает ребенку освоить общение вплоть до звуковой речи: воспринимать, различать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и употреблять в своей речи.
Нарушение слуха

Как развивается глухой ребенок?

В психическом развитии дети с нарушениями слуха отстают в развитии от своих сверстников. Такие дети хуже пользуются своей моторикой, позже начинают ходить. Они не всегда координационно стойкие, т.е. у них может быть нарушена координация.

В эмоционально-волевой сфере это приступы агрессии, негативизм, потеря самостоятельности (когда ребенка слишком опекают и ограничивают его развитие сами родители), развиваются разные формы психопатии.

Родителям ни в коем случае не нужно ограничивать своего ребенка, больше его социализировать, больше привлекать в общую среду, в общение со сверстниками.

ТМРЕСУРС - информационный портал традиционной медицины